Черная пятница уже близко. Что стоит учесть при подготовке к распродаже?

Вот уже более пятидесяти лет американский маркетинг немыслим без предновогодних распродаж. Так уж повелось, что последняя пятница перед праздником благодарения означает старт скидок. Относительно недавно к офлайн магазинам присоединился и онлайн-ритейл, став даже популярнее. Естественно, что нашумевшие коронавирус повлиял и на тенденции этого и, возможно, следующих лет. Распродажи переезжают в онлайн сегмент, в то время как крупные сети, такие как Walmart и Macy’s отменили их у себя, чтобы снизить риск заражения.

До России черная пятница дошла относительно недавно - лишь несколько лет назад. Для большинства покупателей это одна из наиболее больших распродаж, не считая новогодней и межсезоннной. Каждый год наблюдается рост заинтересованности покупателей в этом мероприятии. Однако не всё шло гладко с начала. Первое время ретейлеры сталкивались с издержками - как финансовыми, так и имиджевыми. Одно ценообразование, которое стало притчей во языцех, чего стоит. Помимо прочего, продавцы не ожидали такого напора покупателей, что часто не могли с ними справиться. Широко известна история компании Huawei, которая организовала акцию “Все гаджеты за 1000 рублей”, не уточнив на видном месте об ограниченном количестве товаров (всего планировалось продать лишь 10 умных устройств). Конечно, такое предложение не осталось незамеченным, и ресурс был недоступен, компания недополучила прибыль.

Иногда интернет-магазины не могут точно рассчитать спрос и предложение. Особенно это актуально для тех, кто реализует продукцию с высоким уровнем персонализации. Значительно выросший спрос приведет к увеличению времени по обработке заказа и его отгрузке, а значит вызовет недовольство покупателей и некоторый отток клиентов.

Отсюда вытекает следующий тезис, который затрагивает распродажный маркетинг. Рекордное число заказов вызывают коллапс у служб доставок, ведь об этой важнейшей части сервиса задумываются в последнюю очередь. Особенно следует обратить внимание на этот момент в этом году, так как ковид никто не отменял. Имеет смысл написать на своих площадках о более длительных сроках доставки, чтобы не столкнуться с непониманием.

Плавно переходим к основному тезису нашей статьи - несогласованность внутренних отделов компании. Допустим, что отдел маркетинга готовит колоссальные планы по продажам на черную пятницу, по мере приближения даты распродаж растет и число посетителей сайта. В связи с этим IT отдел организации может и не справиться с увеличившейся нагрузкой. Проблему надо решать детально, так как она затрагивает большое число сотрудников, обычно не взаимодействующих между собой. Их несогласованность и отсутствие процессов по прогнозированию и планированию как раз и приводят к проблемам в работе сайтов и как следствие - снижению числа продаж. Подробнее об этом мы поговорим в нашей следующей статье.